Панфилова Екатерина Вадимовна
Доцент кафедры «Электронные технологии в машиностроении» МГТУ им.Н.Э.Баумана
Кандидат технических наук, доцент
Курс входит в вариативную часть образовательных программ бакалавриата по направлениям подготовки 11.03.04 «Электроника и наноэлектроника»1 и 28.03.02 «Наноинженерия»2.
Цель изучения курса - приобретение теоретических знаний и практических навыков в области современного эксперимента в электронике и наноинженерии, овладение методологией планирования экспериментального исследования технологических процессов изготовления изделий электронной техники и их последующей оптимизации.
Доцент кафедры «Электронные технологии в машиностроении» МГТУ им.Н.Э.Баумана
Кандидат технических наук, доцент
Пользователи курса «Техника эксперимента в электронике и наноэлектронике» смогут овладеть основными разделами курса: принципами исследования технологических процессов экспериментально-статистическими методами; методами выявления наиболее существенных факторов технологического процесса; методами планирования и моделирования технологических процессов и сложных систем; методами оптимизации технологических процессов.
Для углубленного понимания методологии экспериментальных исследований технологических процессов микро- и наноэлектроники и наноинженерии предусмотрены задачи по соответствующим темам курса.
Наличие в курсе примеров решения практических заданий позволит пользователю подготовиться к промежуточным контрольным мероприятиям.
В курсе рассмотрены методологические концепции экспериментальных исследований. Представлен порядок статистической обработки и анализа результатов эксперимента.
Рассмотрены методы количественного и качественного анализа факторов в многофакторных системах. Представлены методы ранговой корреляции, дисперсионного анализа разных уровней, диаграмм рассеяния, приемы корреляционного анализа.
Приведена методология моделирования сложных систем. Рассмотрены методы регрессионного анализа и планирования эксперимента такие как полный и дробный факторные эксперименты, центральные композиционные планы.
Рассмотрены методы оптимизации технологических процессов, в том числе, в условиях многопараметрической системы и многоэкстремальной поверхности отклика.
Изучение дисциплины предполагает предварительное освоение следующих дисциплин учебного плана:
Иностранный язык (модуль «Профессиональная и научная терминология»).
Математический анализ.
Информатика.
Процессы и оборудование микротехнологии, Технология и оборудование микро- и наноэлектроники.
Термовакуумные процессы и оборудование.
Анализ и синтез технических решений.
Модуль 1 (Лекция 1)«Общие вопросы методологии экспериментального исследования современного технологического процесса»
Лекция 1
1.1.Введение
Методологические концепции экспериментальных исследований. Порядок прохождения курса, его цели и задачи курса.
2.Сложные системы
Основные особенности объектов исследования при проектировании и изготовлении изделий в микро- и наноэлектронике, понятие о сложных системах. Классификация входных факторов в сложных системах, детерминированные и стохастические процессы.
Модуль 2 (Лекции 2-3) «Принципы исследования технологических процессов экспериментально-статистическими методами»
Лекция 2
2.1.Проведение эксперимента .
Обоснование необходимости проведения параллельных наблюдений. Ошибки наблюдения, причины их возникновения. Понятия точности, правильности, прецизионности.
Лекция 3
2.2.Порядок статистической обработки и анализа результатов эксперимента .
Статистическая проверка гипотез о свойствах эксперимента. Сравнение точности измерений, проверка результатов измерений на наличие грубых ошибок, определение правильности настройки оборудования, вычисление доверительного интервала, построение производственного распределения и проверка гипотезы о нормальности его распределении, порядок первичной обработки и анализа результатов эксперимента.
Модуль 3 (Лекции 4-5) «Анализ и выявления наиболее существенных факторов для сложной системы как объекта исследования в производстве изделий электроники и наноэлектроники»
Лекция 4
3.1.Особенности выявления существенных факторов сложных процессов.
Методы количественного и качественного анализа факторов в многофакторных системах. Метод ранговой корреляции.
3.2. Планирование эксперимента при выявлении значимых факторов
Методы насыщенных и сверхнасыщенных планов для выявления существенных факторов. Диаграммы рассеивания.
Лекция 5
3.3.Дисперсионный анализ (ДА), планирование эксперимента при дисперсионном анализе.
Однофакторный ДА. Двухфакторный ДА при отсутствии эффекта взаимодействия факторов и при его наличии. Методика проведения трехфакторного ДА.
Модуль 4 (Лекции 6-8) «Моделирование технологических процессов»
Лекция 6
4.1.Классификация моделей.
Физическое моделирование, его преимущества и недостатки. Методология математического моделирования сложных систем.
4.2.Корреляционный анализ. Регрессионный анализ.
Коэффициент корреляции, исследование корреляционной связи между величинами. Нахождение регрессионных зависимостей, метод множественной корреляции.
Лекция 7
4.3.Исследование технологических процессов методами планирования .
4.3.1. Методология планирования эксперимента.
Выбор центра плана и интервалов варьирования по каждому фактору, преобразование независимых входных факторов к безразмерным величинам, оптимизация проведения эксперимента путем составления формализованной матрицы планирования эксперимента, обеспечение ортогональности матрицы планирования.
4.3.2. Полный факторный эксперимент ПФЭ.
Составление матрицы планирования ПФЭ для случая линейной модели исследуемой области и модели второго порядка, порядок заполнения матрицы по ходу эксперимента, составление модели, проверка адекватности модели. Достоинства и недостатки ПФЭ.
Лекция 8
4.3.3. Дробный факторный эксперимент ДФЭ:
Разрешающая способность ДФЭ,порядок составления и заполнения матрицы ДФЭ. Достоинства и недостатки ДФЭ.
4.3.4. Центральные композиционные планы:
Центральное композиционное ортогональное планирование эксперимента и обработка его результатов. Центральное композиционное рототабельное планирование эксперимента и обработка его результатов.
Модуль 5 (Лекции 9-10)«Оптимизация исследуемых технологических процессов»
Лекция 9
5.1.Методы оптимизации.
Оптимизация по методам Гаусса-Зайделя, случайного поиска, градиента, Кифера-Вольфовица, крутого восхождения.
5.2.Оптимизация при многоэкстремальной поверхности отклика.
5.3.Методы многопараметрической оптимизации, обобщенный параметр оптимизации.
Лекция 10
5.4. Устойчивость и стабильность технологических процессов.
Особенности проведения эксперимента в условиях производства Понятие об устойчивых и стабильных процессах, исследование процессов с помощью точностных диаграмм.
В результате изучения курса «Техника эксперимента в электронике и наноэлектронике» у пользователя появляется представление об:
особенностях объектов исследования при проектировании и изготовлении изделий в микро- и наноэлектронике;
основных концепциях экспериментальных исследований;
порядке статистической обработки анализа результатов экспериментальных исследований
принципах анализа и выявления наиболее существенных факторов технологического процесса;
методологии планирования эксперимента;
методах моделирования современных технологических процессов и объектов;
методах оптимизации технологических процессов. современных методах и технологиях получения наноразмерных объектов и наноматериалов.
В результате освоения курса студент будет
Знать:
Основные понятия и терминологию в отношении теории экспериментальных исследований.
Уметь:
Применять статистические методы обработки и представления результатов экспериментального исследования технологических процессов.
Применять методы фундаментальных и общетехнических наук для анализа и моделирования технологических процессов электроники и наноэлектроники;
Подготовить и провести экспериментальное исследование технологического процесса и оборудования с использованием методов математической статистики;
Составить формализованный план экспериментальных исследований технологического процесса и оборудования и провести исследование в соответствии с разработанным планом;
Произвести обоснованный анализ технологического процесса как сложной системы и выявить лимитирующие факторы технологического процесса на разных стадиях исследования процесса;
Получить математическую модель: технологического процесса / параметров качества изделия методами планирования эксперимента, корреляционного и регрессионного анализа; произвести анализ полученной модели
Выбрать наиболее эффективный метод оптимизации технологического процесса и организовать процесс его исполнения;
Произвести анализ точности и стабильности технологических процессов;
Организовать исследование технологического процесса и оборудования в производственных условиях.
Владеть:
Методологией экспериментального исследования технологических процессов и оборудования для производства изделий электроники и наноэлектроники и наноинженерии
Методами обоснованного анализа технологического процесса и выявления лимитирующих факторов технологического процесса на разных стадиях исследования процесса как в лабораторных, так и в производственных условиях
Методами представления экспериментальных данных.
Методами планирования эксперимента и статистической обработки его результатов не только в области профессиональных знаний, но и за ее пределами, в т.ч. в иных сферах деятельности.
Собственные общекультурные компетенции (СОК):
СОК-71,2 Способность к самоорганизации и самообразованию.
СОК-101,2 Способность выстраивать логику рассуждений и высказываний, проводить анализ, систематизацию, классификацию, интерпретацию соответствующей информации, формулировать выводы, адекватные полученным результатам.
СОК-111,2 Владение способами приобретения и извлечения знаний, осуществления самостоятельной учебно-познавательной деятельности, выбора наиболее эффективных способов и алгоритмов решения задач в зависимости от конкретных условий.
СОК-121,2 Способность анализировать профессиональную информацию, выделять в ней главное, структурировать, оформлять и представлять в виде реферативных обзоров, отчетов о проделанной работе.
СОК-141,2 Способность решать нестандартные задачи, в том числе за пределами профессионального поля деятельности.
Собственные общепрофессиональные компетенции (СОПК):
СОПК-51 Способность использовать основные приемы обработки и представления экспериментальных данных.
СОПК-12 Способность использовать законы и методы математики, естественных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач
СОПК-91 Способность использовать навыки работы с компьютером, владеть методами информационных технологий, соблюдать основные требования информационной безопасности.
Собственные профессиональные компетенции (СПК):
СПК-21 Способность аргументированно выбирать и реализовывать на практике эффективную методику экспериментального исследования параметров и характеристик приборов, схем, технологических процессов, устройств и установок электроники и наноэлектроники различного функционального назначения.
СПК-42 Способность осуществлять подготовку данных для составления обзоров и отчетов.
Профильно-специализированные компетенции (ПСК):
ПСК-11 Способность проводить технологический анализ изделий электронной техники, микро- и наноэлектроники различного функционального назначения физическими и статистическими методами, выявлять лимитирующие факторы, ограничивающие возможность или эффективность технологического процесса.