Курс является базовой дисциплиной по физике в техническом университете и включает разделы «Электростатика. Магнитостатика. Электромагнитная индукция», в котором излагаются понятия и законы системы неподвижных зарядов и движущихся зарядов, а также основные физические явления и основные законы разделов, включая границы их применимости и применение в важнейших практических приложениях, основные физические величины и физические константы, их определение, смысл, способы и единицы их измерения, фундаментальные физические опыты и их роль в формировании и развитии данного раздела.
Изучение дисциплины предполагает предварительное освоение следующих дисциплин
- Математический анализ;
- Линейная алгебра и аналитическая геометрия;
- Интегралы и дифференциальные уравнения;
- Кратные интегралы и ряды.
- Химия
Преподаватели курса
Семиколенов Андрей Владимирович
Доцент кафедры «Физика» МГТУ им. Н.Э. Баумана
кандидат физико-математических наук, доцент
Тимченко Светлана Леонидовна
Доцент кафедры «Физика» МГТУ им. Н.Э. Баумана
кандидат физико-математических наук, доцент
Чуев Анатолий Степанович
Доцент кафедры «Физика» МГТУ им. Н.Э. Баумана
кандидат технических наук, доцент
Задорожный Николай Антонович
Доцент кафедры «Физика» МГТУ им. Н.Э. Баумана
кандидат технических наук, доцент
О курсе
Пользователи курса «Электромагнетизм» смогут овладеть основными разделами курса «Электростатика. Магнитостатика. Электромагнитная индукция»: напряженность и потенциал электростатического поля, краевыми задачами электростатики и магнитостатики, законами постоянного тока, электромагнитной индукцией и ее практическим применением
Курс содержит следующие темы:
- Характеристики электростатического поля
- Закон сохранения электрического заряда. Электростатическое поле. Напряженность электростатического поля. Силовые линии. Принцип суперпозиции. Работа электростатического поля при перемещении зарядов. Циркуляция вектора напряженности. Связь напряженности и потенциала. Уравнение Пуассона.
- Теорема Гаусса для электростатического поля
- Поток вектора напряженности электрического поля. Теорема Гаусса для электростатического поля в вакууме в дифференциальной и интегральной формах и ее применение для расчета электрических полей.
- Электрическое поле в диэлектрике
- Электрический диполь в электростатическом поле. Поляризация диэлектриков. Электростатическое поле в диэлектрике. Поляризованность. Свободные и связанные заряды. Связь поляризованности с плотностью связанных зарядов. Вектор электрического смещения. Обобщение теоремы Гаусса для диэлектриков. Поле на границе раздела диэлектриков.
- Поле вблизи поверхности проводника. Электроемкость. Емкости плоского, цилиндрического и сферического конденсаторов. Энергия системы неподвижных зарядов. Энергия заряженного проводника и конденсатора. Плотность энергии электростатического поля.
- Электрический ток
- Носители тока в средах. Сила и плотность тока. Уравнение непрерывности. Электрическое поле в проводнике с током. Силовые линии электрического поля и линии тока. Сторонние силы. Законы Ома и Джоуля - Ленца в интегральной и дифференциальной формах. Правила Кирхгофа.
- Магнитное поле в вакууме
- Вектор индукции магнитного поля. Закон Био - Савара. Принцип суперпозиции магнитных полей. Теорема о циркуляции вектора индукции магнитного поля в интегральной и дифференциальной формах. Расчет магнитного поля соленоида и тороида.
- Проводники с током в магнитном поле
- Закон Ампера. Магнитный момент контура с током. Контур с током в магнитном поле. Поток вектора магнитной индукции. Теорема Гаусса для магнитного поля в интегральной и дифференциальной формах. Работа при перемещении проводника с током в магнитном поле.
- Движение заряженных частиц в электрических и магнитных полях
- Сила Лоренца. Дрейф заряженной частицы в скрещенных электрическом и магнитном полях. Ускорение заряженных частиц электромагнитными полями. Современные типы ускорителей частиц. Эффект Холла.
- Магнитное поле в веществе
- Намагниченность вещества. Вектор напряженности магнитного поля и его связь с векторами индукции и намагниченности. Магнитная восприимчивость и магнитная проницаемость. Поле на границе раздела магнетиков. Диамагнетики, парамагнетики и ферромагнетики.
- Электромагнитная индукция
- Закон Фарадея. Правило Ленца. Самоиндукция. Взаимная индукция. Вихревые токи. Плотность энергии магнитного поля. Энергия и силы в магнитном поле. Магнитное давление.
Курс нацелен на обучение всем базовым физическим понятиям, законам и закономерностям по разделу «Электростатика. Магнитостатика. Постоянный ток. Электромагнитная индукция», которые используются в инженерной практике, так и во многих инженерных курсах – теоретической механике, сопротивлении материалов, механике сплошных сред, информационных технологиях, и многих других. Наличие примеров расширяет кругозор студентов и позволяет понять, где используются физические законы в инженерной практике.
Курс также может быть использован для повышения физико-математической подготовки инженеров.
Требования
Курс опирается на объем ранее изученного только школьного материала
Структура курса и расписание
Курс состоит из 2 разделов:
Раздел 1. Электростатика. Магнитостатика. Электромагнитная индукция
- Неделя 1. Характеристики электростатического поля
- Закон сохранения электрического заряда. Электростатическое поле. Напряженность электростатического поля. Силовые линии.
- Принцип суперпозиции полей. Поток вектора напряженности электрического поля.
- Неделя 2. Теорема Гаусса. Уравнение Пуассона. Энергия системы неподвижных зарядов
- Теорема Гаусса для электростатического поля в вакууме в дифференциальной и интегральной формах и её применение для расчета электрических полей.
- Работа электростатического поля при перемещении зарядов. Циркуляция вектора напряженности. Связь напряженности и потенциала.
- Энергия системы неподвижных зарядов. Поле вблизи поверхности проводника.
- Неделя 3. Электростатическое поле в диэлектрике
- Электрический диполь в электростатическом поле. Поляризация диэлектриков. Электростатическое поле в диэлектрике. Поляризованность. Свободные и связанные заряды. Связь поляризованности с плотностью связанных зарядов. Вектор электрического смещения. Обобщение теоремы Гаусса. Поле на границе раздела диэлектриков
- Неделя 4. Конденсаторы. Электроемкость. Энергия электростатического поля
- Электроёмкость. Ёмкости плоского, цилиндрического и сферического конденсаторов. Энергия заряженного проводника и конденсатора. Плотность энергии электростатического поля.
- Неделя 5. Электрический ток
- Носители тока в средах. Сила и плотность тока. Уравнение непрерывности. Электрическое поле в проводнике с током. Силовые линии электрического поля и линии тока. Сторонние силы. Законы Ома и Джоуля Ленца в интегральной и дифференциальной формах. Правила Кирхгофа.
- Неделя 6. Магнитное поле в вакууме. Теорема Гаусса для магнитного поля.
- Вектор индукции и напряжённости магнитного поля. Закон Био-Савара-Лапласа. Принцип суперпозиции магнитных полей. Поле прямого и кругового токов. Поток вектора магнитной индукции. Теорема Гаусса для магнитного поля. Теорема о циркуляции вектора индукции магнитного поля в интегральной и дифференциальной формах. Расчёт магнитного поля тороида и соленоида.
- Неделя 7. Движение заряженной частицы в электрическом и магнитном полях
- Сила Лоренца. Движение заряженной частицы в электрическом и магнитном полях. Ускорение заряженных частиц. Эффект Холла
- Неделя 8. Проводники с током в магнитном поле
- Закон Ампера. Магнитный момент контура с током. Контур с током в магнитном поле. Работа по перемещению проводника с током в магнитном поле.
- Неделя 9. Магнитное поле в веществе
- Намагниченность вещества. Вектор напряжённости магнитного поля и его связь с векторами индукции и намагниченности. Магнитная восприимчивость и магнитная проницаемость вещества. Теоремы о циркуляции векторов напряжённости и намагниченности в интегральной и дифференциальной формах. Диамагнетики, парамагнетики и ферромагнетики. Поле на границе раздела магнетиков.
- Неделя 10. Закон электромагнитной индукции
- Закон Фарадея. Правило Ленца. Самоиндукция. Взаимная индукция. Вихревые токи. Плотность энергии магнитного поля. Энергия и силы в магнитном поле. Магнитное давление.
Результаты обучения
В результате освоения курса «Электростатика. Магнитостатика. Электромагнитная индукция» студент будет способен:
-
Использовать методы адекватного физического и математического моделирования, применять методы и принципы физико-математического анализа к решению конкретных естественнонаучных и технических проблем.
- Объяснить основные наблюдаемые природные и техногенные явления и эффекты с позиций фундаментальных физических взаимодействий; указать, какие законы описывают данное явление или эффект.
- Записывать уравнения для физических величин в системе СИ.
Направления подготовки/специальности
- 01.03.04 - Прикладная математика
- 02.03.01 - Математика и компьютерные науки
- 09.03.01 - Информатика и вычислительная техника
- 09.03.02 - Информационные системы и технологии
- 09.03.03 - Прикладная информатика
- 09.03.04 - Программная инженерия
- 10.05.01 – Компьютерная безопасность
- 10.05.03 - Информационная безопасность автоматизированных систем
- 10.05.07 – Противодействие техническим разведкам
- 11.03.03 - Конструирование и технология электронных средств
- 11.03.04 - Электроника и наноэлектроника
- 11.05.01 – Радиоэлектронные системы и комплексы
- 12.03.02 - Оптотехника
- 12.03.04 - Биотехнические системы и технологии
- 12.03.05 - Лазерная техника и лазерные технологии
- 12.05.01 – Электронные и оптико-электронные приборы и системы специального назначения
- 13.03.02 - Электроэнергетика и электротехника
- 13.03.03 - Энергетическое машиностроение
- 14.03.01 - Ядерная энергетика и теплофизика
- 14.05.01 – Ядерные реакторы и материалы
- 15.03.01 - Машиностроение
- 15.03.02 - Технологические машины и оборудование
- 15.03.03 - Прикладная механика
- 15.03.04 - Автоматизация технологических процессов и производств
- 15.03.06 - Мехатроника и робототехника
- 15.05.01 – Проектирование технологических машин и комплексов
- 16.03.01 - Техническая физика
- 16.03.02 - Высокотехнологические плазменные и энергетические установки
- 16.03.03 - Холодильная, криогенная техника и системы жизнеобеспечения
- 16.05.01 – Специальные системы жизнеобеспечения
- 17.05.01 – Боеприпасы и взрыватели
- 17.05.02 – Стрелково-пушечное, артиллерийское и ракетное оружие
- 20.03.01 - Техносферная безопасность
- 22.03.01 - Материаловедение и технологии материалов
- 23.05.01 – Наземные транспортно-технологические средства
- 23.05.02 – Транспортные средства специального назначения
- 24.03.01 - Ракетные комплексы и космонавтика
- 24.05.01 – Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов
- 24.05.02 – Проектирование авиационных и ракетных двигателей
- 24.05.04 – Навигационно-баллистическое обеспечение применения космической техники
- 24.05.06 – Системы управления летательными аппаратами
- 27.03.01 - Стандартизация и метрология
- 27.03.04 - Управление в технических системах
- 28.03.02 - Наноинженерия
- 27.03.05 - Инноватика
Компетенции
- уметь анализировать основные этапы и закономерности исторического и социальных процессов, понимать механизмы развития общества для формирования гражданской позиции на основе патриотизма, уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, исполнять свой гражданский и профессиональный долг, руководствуясь принципами законности и патриотизма, осознавать социальную значимость своей будущей профессии, проявлять устойчивую мотивацию к профессиональной деятельности, защищать интересы личности, общества и государства, ощущать принадлежность к выдающимся научно-педагогическим школам Университета, демонстрировать приверженность к корпоративным ценностям ИМТУ-МВТУ-МГТУ им. Н. Э. Баумана (СОК-2 СУОС 3+ ВО 10.05.01, СУОС 3+ ВО 10.05.03, СУОС 3+ ВО 15.03.01, СУОС 3+ ВО 15.03.02, СУОС 3+ ВО 15.03.03, СУОС 3+ ВО 15.03.04, СУОС 3+ ВО 15.03.06, СУОС 3+ ВО 15.05.01, СУОС 3+ ВО 16.03.01, СУОС 3+ ВО 16.03.02, СУОС 3+ ВО 16.03.03, СУОС 3+ 16.05.01,СУОС 3+ ВО 17.05.01, СУОС 3+ ВО 17.05.02, СУОС 3+ ВО 20.03.01, СУОС 3+ ВО 22.03.01, СУОС 3+ ВО 23.05.01, СУОС 3+ ВО 23.05.02, СУОС 3+ ВО 24.05.01, СУОС 3+ ВО 24.05.02, СУОС 3+ ВО 24.05.04, СУОС 3+ ВО 24.05.06, СУОС 3+ ВО 27.03.01, СУОС 3+ ВО 27.03.04, СУОС 3+ ВО 27.03.05)
- уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь на русском и иностранном языках, готовить и редактировать тексты профессионального назначения, публично представлять собственные и известные научные результаты, вести дискуссии и решать задачи профессионального, межличностного и межкультурного взаимодействия (СОК-5 СУОС 3+ ВО 10.05.01, СУОС 3+ ВО 10.05.03, СУОС 3+ ВО 15.03.01, СУОС 3+ ВО 15.03.02, СУОС 3+ ВО 15.03.04, СУОС 3+ ВО 15.03.03, СУОС 3+ ВО 15.03.06, СУОС 3+ ВО 15.05.01, СУОС 3+ ВО 16.03.01, СУОС 3+ ВО 16.03.02, СУОС 3+ ВО 16.03.03,СУОС 3+ 16.05.01,СУОС 3+ ВО 17.05.01, СУОС 3+ ВО 17.05.02, СУОС 3+ ВО 20.03.01, СУОС 3+ ВО 22.03.01, СУОС 3+ ВО 23.05.01, СУОС 3+ ВО 23.05.02, СУОС 3+ ВО 24.05.01, СУОС 3+ ВО 24.05.06,СУОС 3+ ВО 24.05.02, СУОС 3+ ВО 24.05.04, СУОС 3+ ВО 27.03.01, СУОС 3+ ВО 27.03.04, СУОС 3+ ВО 27.03.05)
- способностью работать в команде, толерантно воспринимая социальные и культурные различия, осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе морально-нравственных и правовых норм, соблюдать принципы профессиональной этики (СОК-6 СУОС 3+ ВО 10.05.01, СУОС 3+ ВО 10.05.03, СУОС 3+ ВО 15.03.01, СУОС 3+ ВО 15.03.03, СУОС 3+ ВО 15.03.04, СУОС 3+ ВО 15.03.06, СУОС 3+ ВО 15.05.01, СУОС 3+ ВО 15.03.02, СУОС 3+ ВО 16.03.01, СУОС 3+ ВО 16.03.02, СУОС 3+ ВО 16.03.03,СУОС 3+ 16.05.01,СУОС 3+ ВО 17.05.01, СУОС 3+ ВО 17.05.02, СУОС 3+ ВО 20.03.01, СУОС 3+ ВО 22.03.01, СУОС 3+ ВО 23.05.01, СУОС 3+ ВО 23.05.02, СУОС 3+ ВО 24.05.01, СУОС 3+ ВО 24.05.06,СУОС 3+ ВО 24.05.02, СУОС 3+ ВО 24.05.04, СУОС 3+ ВО 27.03.01, СУОС 3+ ВО 27.03.04, СУОС 3+ ВО 27.03.05)
- способностью к самоорганизации, саморазвитию, использованию творческого потенциала, осуществлению воспитательной и обучающей деятельности в профессиональной сфере, проявлению инициативы и настойчивости в достижении социальных и профессиональных целей (СОК-7 СУОС 3+ ВО 10.05.01, СУОС 3+ ВО 10.05.03, СУОС 3+ ВО 15.03.01, СУОС 3+ ВО 15.03.02, СУОС 3+ ВО 15.03.03, СУОС 3+ ВО 15.03.04, СУОС 3+ ВО 15.03.06, СУОС 3+ ВО 15.05.01, СУОС 3+ ВО 16.03.01, СУОС 3+ ВО 16.03.02, СУОС 3+ ВО 16.03.03,СУОС 3+ 16.05.01, СУОС 3+ ВО 17.05.01, СУОС 3+ ВО 17.05.02, СУОС 3+ ВО 20.03.01, СУОС 3+ ВО 23.05.01, СУОС 3+ ВО 23.05.02, СУОС 3+ ВО 24.05.01, СУОС 3+ ВО 24.05.02, СУОС 3+ ВО 24.05.04, СУОС 3+ ВО 24.05.06,СУОС 3+ ВО 27.03.01,СУОС 3+ ВО 27.03.04, СУОС 3+ ВО 27.03.05)
- уметь выстраивать логику рассуждений и высказываний, проводить анализ и синтез, критическое осмысление, систематизацию, классификацию, интерпретацию соответствующей информации, формулировать выводы, адекватные полученным результатам, проводить прогнозирование, ставить исследовательские задачи и выбирать пути их достижения(СОК-10 СУОС 3+ ВО 10.05.01, СУОС 3+ ВО 10.05.03, СУОС 3+ ВО 15.03.01, СУОС 3+ ВО 15.03.02, СУОС 3+ ВО 15.03.03, СУОС 3+ ВО 15.03.04, СУОС 3+ ВО 15.03.06, СУОС 3+ ВО 15.05.01, СУОС 3+ ВО 16.03.01, СУОС 3+ ВО 16.03.02, СУОС 3+ ВО 16.03.03, СУОС 3+ 16.05.01,СУОС 3+ ВО 17.05.01, СУОС 3+ ВО 17.05.02, СУОС 3+ ВО 20.03.01, СУОС 3+ ВО 23.05.01, СУОС 3+ ВО 23.05.02, СУОС 3+ ВО 24.05.01, СУОС 3+ ВО 24.05.04, СУОС 3+ ВО 24.05.06, СУОС 3+ ВО 24.05.02,СУОС 3+ ВО 27.03.01, СУОС 3+ ВО 27.03.04, СУОС 3+ ВО 27.03.05)
- способностью анализировать и оценивать уровни своих компетенций, владением способами приобретения и извлечения знаний и умений, осуществления самостоятельной учебно-познавательной деятельности, самоконтроля, выбора наиболее эффективных способов и алгоритмов решения задач в зависимости от конкретных условий, в том числе в новых областях, непосредственно не связанных с основной сферой проф. деятельности, развивать социальные и профессиональные компетенции, изменять вид и характер своей профессиональной деятельности (СОК-11 СУОС 3+ ВО 10.05.01, СУОС 3+ ВО 10.05.03, СУОС 3+ ВО 15.03.01, СУОС 3+ ВО 15.03.02, СУОС 3+ ВО 15.03.03, СУОС 3+ ВО 15.03.04, СУОС 3+ ВО 15.03.06, СУОС 3+ ВО 15.05.01, СУОС 3+ ВО 16.03.01, СУОС 3+ ВО 16.03.02, СУОС 3+ ВО 16.03.03,СУОС 3+ 16.05.01, СУОС 3+ ВО 17.05.01, СУОС 3+ ВО 17.05.02, СУОС 3+ ВО 20.03.01, СУОС 3+ ВО 22.03.01, СУОС 3+ ВО 23.05.01, СУОС 3+ ВО 23.05.02, СУОС 3+ ВО 24.05.01, СУОС 3+ ВО 24.05.02, СУОС 3+ ВО 24.05.04, СУОС 3+ ВО 24.05.06,СУОС 3+ ВО 27.03.01,СУОС 3+ ВО 27.03.04, СУОС 3+ ВО 27.03.05)
- способностью анализировать физические явления и процессы, применять соответствующий математический аппарат для формализации и решения профессиональных задач (СОПК-1 СУОС 3+ ВО 10.05.01, СУОС 3+ ВО 10.05.03, СУОС 3+ ВО 15.03.01, СУОС 3+ ВО 15.03.02, СУОС 3+ ВО 15.03.06, СУОС 3+ ВО 16.03.01, СУОС 3+ 16.05.01, СУОС 3+ ВО 22.03.01, СУОС 3+ ВО 23.05.01, СУОС 3+ ВО 23.05.02, СУОС 3+ ВО 24.05.01, СУОС 3+ ВО 24.05.04, СУОС 3+ ВО 27.03.04, СУОС 3+ ВО 27.03.05)
- способностью корректно применять при решении профессиональных задач соответствующий математический аппарат алгебры, геометрии, дискретной математики, математического анализа, теории вероятностей, математической статистики, математической логики, теории алгоритмов, теории информации, в том числе с использованием вычислительной техники (СОПК-2 СУОС 3+ ВО 10.05.01, СУОС 3+ ВО 10.05.03, СУОС 3+ ВО 15.03.03, СУОС 3+ ВО 15.03.06, СУОС 3+ ВО 16.03.01, СУОС 3+ ВО 17.05.02, СУОС 3+ ВО 23.05.02, СУОС 3+ ВО 24.05.01, СУОС 3+ ВО 24.05.06,СУОС 3+ ВО 27.03.04, СУОС 3+ ВО 27.03.05)
- владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (СОПК-3 СУОС 3+ ВО 15.03.01, СУОС 3+ ВО 15.03.02, СУОС 3+ ВО 15.03.03, СУОС 3+ ВО 22.03.01, СУОС 3+ ВО 24.05.04, СУОС 3+ ВО 24.05.06,СУОС 3+ ВО 27.03.01)
- способностью понимать значение информации в развитии современного общества, применять достижения современных информационных технологий для поиска информации в компьютерных системах, сетях, библиотечных фондах (СОПК-4 СУОС 3+ ВО 10.05.01, СУОС 3+ ВО 10.05.03, СУОС 3+ ВО 15.03.03, СУОС 3+ ВО 17.05.02, СУОС 3+ ВО 22.03.01, СУОС 3+ ВО 23.05.02, СУОС 3+ ВО 24.05.02)
- владеть основными приемами обработки и представления экспериментальных данных (СОПК-5 СУОС 3+ ВО 15.03.03, СУОС 3+ ВО 17.05.01, СУОС 3+ ВО 27.03.04, СУОС 3+ ВО 27.03.05)
- способностью понимать роль математических и естественнонаучных наук и способность к приобретению новых математических и естественнонаучных знаний, с использованием современных образовательных и информационных технологий (СОПК-6 СУОС 3+ ВО 16.03.01, СУОС 3+ ВО 17.05.01, СУОС 3+ ВО 20.03.01, СУОС 3+ ВО 27.03.05)
- способностью представить адекватную современному уровню знаний научную картину мира на основе знания основных положений, законов и методов естественных наук и математики (СОПК-7 СУОС 3+ 16.05.01)
- владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (СОПК-8 СУОС 3+ 16.05.01, СУОС 3+ 23.05.01)
- способностью осуществлять поиск, систематизацию и анализ информации и представлять результаты исследований с использованием современных средств визуализации, инфографии (СОПК-9 СУОС 3+ ВО 27.03.05)
- способностью выявлять сущность научно-технических проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, и привлекать для их анализа соответствующий физико-математический аппарат (СПК-1 СУОС 3+ ВО 16.03.03)
- умение работать с научно-технической литературой и электронными средствами доступа и хранения информации (СПК-2 СУОС 3+ ВО 17.05.02)
- умение технически грамотно оформлять результаты научных исследований в форме отчетов и публикаций, (СПК-5 СУОС 3+ ВО 17.05.02)
- способностью использовать технические средства для определения основных параметров технологического процесса, изучения свойств физико-технических объектов, изделий и материалов (СПК-9 СУОС 3+ ВО 16.03.01)
- способностью проводить междисциплинарные научные исследования в том числе на стыке естественнонаучных, технических и гуманитарных дисциплин, владеть основами инженерно-психологических и эргономических знаний (СПК-13 СУОС 3+ ВО 24.05.01)
- Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, ее смысловую оптимизацию и наглядное представление, применять системный подход для решения поставленных задач; использовать основы философских знаний и анализировать закономерности исторического развития общества для формирования мировоззрения и гражданской позиции. (УКС-1 СУОС 3++ ВО 01.03.04, СУОС 3++ ВО 02.03.01, СУОС 3++ ВО 11.03.04, СУОС 3++ ВО 14.03.01, СУОС 3++ ВО 24.03.01)
- Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, опираясь на экономические знания и исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и технологий (УКС-2 СУОС 3++ ВО 09.03.03)
- Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде, толерантно воспринимая социальные и культурные и иные различия (УКС-3 СУОС 3++ ВО 01.03.04, СУОС 3++ ВО 02.03.01, СУОС 3++ ВО 11.03.04, СУОС 3++ ВО 14.03.01,)
- Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах (УКС-5 СУОС 3++ 13.03.03)
- Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов самоорганизации и образования в течение всей жизни, а также самостоятельно приобретать знания. (УКС-6 СУОС 3++ ВО 02.03.01, СУОС 3++ ВО 09.03.03, СУОС 3++ ВО 14.03.01, СУОС 3++ ВО 24.03.01,)
- Способен применять естественнонаучные и общеинженерные знания, методы математического моделирования, анализа, и синтеза, теоретического и экспериментального исследования в профессиональной деятельности (ОПКС-1 СУОС 3++ ВО 01.03.04, СУОС 3++ ВО 09.03.01, СУОС 3++ ВО 09.03.03, СУОС 3++ ВО 09.03.04, СУОС 3++ ВО 12.03.02, СУОС 3++ ВО 12.03.04, СУОС 3++ ВО 12.03.05, СУОС 3++ ВО 12.05.01, СУОС 3++ ВО 24.03.01,)
- Способен использовать базовые знания естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОПКС-1 СУОС 3++ ВО 14.03.01, СУОС 3++ 14.05.01)
- Способен представить адекватную современному уровню знаний научную картину мира на основе знания основных положений, законов и методов естественных наук и математики (ОПКС-1 СУОС 3++ 11.05.01)
- Способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе математической, информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПКС-3 СУОС 3++ ВО 09.03.01, СУОС 3++ ВО 09.03.02, СУОС 3++ ВО 09.03.03, СУОС 3++ ВО 09.03.04, СУОС 3++ ВО 11.03.03, СУОС 3++ ВО 12.03.02, СУОС 3++ ВО 12.03.05, СУОС 3++ ВО 28.03.02)
- Способен участвовать в разработке стандартов, инструкций, норм, методических материалов и технической документации, связанной с профессиональной деятельностью (ОПКС-4 СУОС 3++ ВО 09.03.01, СУОС 3++ ВО 09.03.03)
- Способен интегрировать междисциплинарные знания для подготовки и проведения экспериментальных исследований, включая разработку и реализацию схемно-технического решения, планирование эксперимента и оценку полученных результатов (ОПКС-4 СУОС 3++ ВО 11.03.04, СУОС 3++ ВО 12.05.01)
- Способен использовать навыки проведения физического эксперимента и оценивать его результаты на основе знаний о методах метрологии, стандартизации и сертификации (ОПКС-4 СУОС 3++ ВО 14.05.01)
- Владение межпредметными связями в циклах дисциплин ООП бакалавриата, способность применять на практике знания фундаментальных и прикладных разделов дисциплин ООП бакалавриата (ПКСо-1 СУОС 3++ ВО 01.03.04)