Перейти к основному содержимому

Физика: Электромагнетизм


МГТУ им. Н.Э.Баумана

Курс является базовой дисциплиной по физике в техническом университете и включает разделы «Электростатика. Магнитостатика. Электромагнитная индукция», в котором излагаются понятия и законы системы неподвижных зарядов и движущихся зарядов, а также основные физические явления и основные законы разделов, включая границы их применимости и применение в важнейших практических приложениях, основные физические величины и физические константы, их определение, смысл, способы и единицы их измерения, фундаментальные физические опыты и их роль в формировании и развитии данного раздела.

Изучение дисциплины предполагает предварительное освоение следующих дисциплин

  • Математический анализ;
  • Линейная алгебра и аналитическая геометрия;
  • Интегралы и дифференциальные уравнения;
  • Кратные интегралы и ряды.
  • Химия

Преподаватели курса

Course Staff Image #2

Семиколенов Андрей Владимирович

Доцент кафедры «Физика» МГТУ им. Н.Э. Баумана

кандидат физико-математических наук, доцент

Course Staff Image #2

Тимченко Светлана Леонидовна

Доцент кафедры «Физика» МГТУ им. Н.Э. Баумана

кандидат физико-математических наук, доцент

Course Staff Image #2

Чуев Анатолий Степанович

Доцент кафедры «Физика» МГТУ им. Н.Э. Баумана

кандидат технических наук, доцент

Course Staff Image #2

Задорожный Николай Антонович

Доцент кафедры «Физика» МГТУ им. Н.Э. Баумана

кандидат технических наук, доцент

О курсе

Пользователи курса «Электромагнетизм» смогут овладеть основными разделами курса «Электростатика. Магнитостатика. Электромагнитная индукция»: напряженность и потенциал электростатического поля, краевыми задачами электростатики и магнитостатики, законами постоянного тока, электромагнитной индукцией и ее практическим применением

Курс содержит следующие темы:

  • Характеристики электростатического поля
  • Закон сохранения электрического заряда. Электростатическое поле. Напряженность электростатического поля. Силовые линии. Принцип суперпозиции. Работа электростатического поля при перемещении зарядов. Циркуляция вектора напряженности. Связь напряженности и потенциала. Уравнение Пуассона.
  • Теорема Гаусса для электростатического поля
  • Поток вектора напряженности электрического поля. Теорема Гаусса для электростатического поля в вакууме в дифференциальной и интегральной формах и ее применение для расчета электрических полей.
  • Электрическое поле в диэлектрике
  • Электрический диполь в электростатическом поле. Поляризация диэлектриков. Электростатическое поле в диэлектрике. Поляризованность. Свободные и связанные заряды. Связь поляризованности с плотностью связанных зарядов. Вектор электрического смещения. Обобщение теоремы Гаусса для диэлектриков. Поле на границе раздела диэлектриков.
  • Поле вблизи поверхности проводника. Электроемкость. Емкости плоского, цилиндрического и сферического конденсаторов. Энергия системы неподвижных зарядов. Энергия заряженного проводника и конденсатора. Плотность энергии электростатического поля.
  • Электрический ток
  • Носители тока в средах. Сила и плотность тока. Уравнение непрерывности. Электрическое поле в проводнике с током. Силовые линии электрического поля и линии тока. Сторонние силы. Законы Ома и Джоуля - Ленца в интегральной и дифференциальной формах. Правила Кирхгофа.
  • Магнитное поле в вакууме
  • Вектор индукции магнитного поля. Закон Био - Савара. Принцип суперпозиции магнитных полей. Теорема о циркуляции вектора индукции магнитного поля в интегральной и дифференциальной формах. Расчет магнитного поля соленоида и тороида.
  • Проводники с током в магнитном поле
  • Закон Ампера. Магнитный момент контура с током. Контур с током в магнитном поле. Поток вектора магнитной индукции. Теорема Гаусса для магнитного поля в интегральной и дифференциальной формах. Работа при перемещении проводника с током в магнитном поле.
  • Движение заряженных частиц в электрических и магнитных полях
  • Сила Лоренца. Дрейф заряженной частицы в скрещенных электрическом и магнитном полях. Ускорение заряженных частиц электромагнитными полями. Современные типы ускорителей частиц. Эффект Холла.
  • Магнитное поле в веществе
  • Намагниченность вещества. Вектор напряженности магнитного поля и его связь с векторами индукции и намагниченности. Магнитная восприимчивость и магнитная проницаемость. Поле на границе раздела магнетиков. Диамагнетики, парамагнетики и ферромагнетики.
  • Электромагнитная индукция
  • Закон Фарадея. Правило Ленца. Самоиндукция. Взаимная индукция. Вихревые токи. Плотность энергии магнитного поля. Энергия и силы в магнитном поле. Магнитное давление.

Курс нацелен на обучение всем базовым физическим понятиям, законам и закономерностям по разделу «Электростатика. Магнитостатика. Постоянный ток. Электромагнитная индукция», которые используются в инженерной практике, так и во многих инженерных курсах – теоретической механике, сопротивлении материалов, механике сплошных сред, информационных технологиях, и многих других. Наличие примеров расширяет кругозор студентов и позволяет понять, где используются физические законы в инженерной практике.

Курс также может быть использован для повышения физико-математической подготовки инженеров.

Требования

Курс опирается на объем ранее изученного только школьного материала

Структура курса и расписание

Курс состоит из 2 разделов:

Раздел 1. Электростатика. Магнитостатика. Электромагнитная индукция

  • Неделя 1. Характеристики электростатического поля
    • Закон сохранения электрического заряда. Электростатическое поле. Напряженность электростатического поля. Силовые линии.
    • Принцип суперпозиции полей. Поток вектора напряженности электрического поля.
  • Неделя 2. Теорема Гаусса. Уравнение Пуассона. Энергия системы неподвижных зарядов
    • Теорема Гаусса для электростатического поля в вакууме в дифференциальной и интегральной формах и её применение для расчета электрических полей.
    • Работа электростатического поля при перемещении зарядов. Циркуляция вектора напряженности. Связь напряженности и потенциала.
    • Энергия системы неподвижных зарядов. Поле вблизи поверхности проводника.
  • Неделя 3. Электростатическое поле в диэлектрике
    • Электрический диполь в электростатическом поле. Поляризация диэлектриков. Электростатическое поле в диэлектрике. Поляризованность. Свободные и связанные заряды. Связь поляризованности с плотностью связанных зарядов. Вектор электрического смещения. Обобщение теоремы Гаусса. Поле на границе раздела диэлектриков
  • Неделя 4. Конденсаторы. Электроемкость. Энергия электростатического поля
    • Электроёмкость. Ёмкости плоского, цилиндрического и сферического конденсаторов. Энергия заряженного проводника и конденсатора. Плотность энергии электростатического поля.
  • Неделя 5. Электрический ток
    • Носители тока в средах. Сила и плотность тока. Уравнение непрерывности. Электрическое поле в проводнике с током. Силовые линии электрического поля и линии тока. Сторонние силы. Законы Ома и Джоуля Ленца в интегральной и дифференциальной формах. Правила Кирхгофа.
  • Неделя 6. Магнитное поле в вакууме. Теорема Гаусса для магнитного поля.
    • Вектор индукции и напряжённости магнитного поля. Закон Био-Савара-Лапласа. Принцип суперпозиции магнитных полей. Поле прямого и кругового токов. Поток вектора магнитной индукции. Теорема Гаусса для магнитного поля. Теорема о циркуляции вектора индукции магнитного поля в интегральной и дифференциальной формах. Расчёт магнитного поля тороида и соленоида.
  • Неделя 7. Движение заряженной частицы в электрическом и магнитном полях
    • Сила Лоренца. Движение заряженной частицы в электрическом и магнитном полях. Ускорение заряженных частиц. Эффект Холла
  • Неделя 8. Проводники с током в магнитном поле
    • Закон Ампера. Магнитный момент контура с током. Контур с током в магнитном поле. Работа по перемещению проводника с током в магнитном поле.
  • Неделя 9. Магнитное поле в веществе
    • Намагниченность вещества. Вектор напряжённости магнитного поля и его связь с векторами индукции и намагниченности. Магнитная восприимчивость и магнитная проницаемость вещества. Теоремы о циркуляции векторов напряжённости и намагниченности в интегральной и дифференциальной формах. Диамагнетики, парамагнетики и ферромагнетики. Поле на границе раздела магнетиков.
  • Неделя 10. Закон электромагнитной индукции
    • Закон Фарадея. Правило Ленца. Самоиндукция. Взаимная индукция. Вихревые токи. Плотность энергии магнитного поля. Энергия и силы в магнитном поле. Магнитное давление.

Результаты обучения

В результате освоения курса «Электростатика. Магнитостатика. Электромагнитная индукция» студент будет способен:

  • Использовать методы адекватного физического и математического моделирования, применять методы и принципы физико-математического анализа к решению конкретных естественнонаучных и технических проблем.
  • Объяснить основные наблюдаемые природные и техногенные явления и эффекты с позиций фундаментальных физических взаимодействий; указать, какие законы описывают данное явление или эффект.
  • Записывать уравнения для физических величин в системе СИ.

Направления подготовки/специальности

  • 01.03.04 - Прикладная математика
  • 02.03.01 - Математика и компьютерные науки
  • 09.03.01 - Информатика и вычислительная техника
  • 09.03.02 - Информационные системы и технологии
  • 09.03.03 - Прикладная информатика
  • 09.03.04 - Программная инженерия
  • 10.05.01 – Компьютерная безопасность
  • 10.05.03 - Информационная безопасность автоматизированных систем
  • 10.05.07 – Противодействие техническим разведкам
  • 11.03.03 - Конструирование и технология электронных средств
  • 11.03.04 - Электроника и наноэлектроника
  • 11.05.01 – Радиоэлектронные системы и комплексы
  • 12.03.02 - Оптотехника
  • 12.03.04 - Биотехнические системы и технологии
  • 12.03.05 - Лазерная техника и лазерные технологии
  • 12.05.01 – Электронные и оптико-электронные приборы и системы специального назначения
  • 13.03.02 - Электроэнергетика и электротехника
  • 13.03.03 - Энергетическое машиностроение
  • 14.03.01 - Ядерная энергетика и теплофизика
  • 14.05.01 – Ядерные реакторы и материалы
  • 15.03.01 - Машиностроение
  • 15.03.02 - Технологические машины и оборудование
  • 15.03.03 - Прикладная механика
  • 15.03.04 - Автоматизация технологических процессов и производств
  • 15.03.06 - Мехатроника и робототехника
  • 15.05.01 – Проектирование технологических машин и комплексов
  • 16.03.01 - Техническая физика
  • 16.03.02 - Высокотехнологические плазменные и энергетические установки
  • 16.03.03 - Холодильная, криогенная техника и системы жизнеобеспечения
  • 16.05.01 – Специальные системы жизнеобеспечения
  • 17.05.01 – Боеприпасы и взрыватели
  • 17.05.02 – Стрелково-пушечное, артиллерийское и ракетное оружие
  • 20.03.01 - Техносферная безопасность
  • 22.03.01 - Материаловедение и технологии материалов
  • 23.05.01 – Наземные транспортно-технологические средства
  • 23.05.02 – Транспортные средства специального назначения
  • 24.03.01 - Ракетные комплексы и космонавтика
  • 24.05.01 – Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов
  • 24.05.02 – Проектирование авиационных и ракетных двигателей
  • 24.05.04 – Навигационно-баллистическое обеспечение применения космической техники
  • 24.05.06 – Системы управления летательными аппаратами
  • 27.03.01 - Стандартизация и метрология
  • 27.03.04 - Управление в технических системах
  • 28.03.02 - Наноинженерия
  • 27.03.05 - Инноватика

Компетенции

  • уметь анализировать основные этапы и закономерности исторического и социальных процессов, понимать механизмы развития общества для формирования гражданской позиции на основе патриотизма, уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, исполнять свой гражданский и профессиональный долг, руководствуясь принципами законности и патриотизма, осознавать социальную значимость своей будущей профессии, проявлять устойчивую мотивацию к профессиональной деятельности, защищать интересы личности, общества и государства, ощущать принадлежность к выдающимся научно-педагогическим школам Университета, демонстрировать приверженность к корпоративным ценностям ИМТУ-МВТУ-МГТУ им. Н. Э. Баумана (СОК-2 СУОС 3+ ВО 10.05.01, СУОС 3+ ВО 10.05.03, СУОС 3+ ВО 15.03.01, СУОС 3+ ВО 15.03.02, СУОС 3+ ВО 15.03.03, СУОС 3+ ВО 15.03.04, СУОС 3+ ВО 15.03.06, СУОС 3+ ВО 15.05.01, СУОС 3+ ВО 16.03.01, СУОС 3+ ВО 16.03.02, СУОС 3+ ВО 16.03.03, СУОС 3+ 16.05.01,СУОС 3+ ВО 17.05.01, СУОС 3+ ВО 17.05.02, СУОС 3+ ВО 20.03.01, СУОС 3+ ВО 22.03.01, СУОС 3+ ВО 23.05.01, СУОС 3+ ВО 23.05.02, СУОС 3+ ВО 24.05.01, СУОС 3+ ВО 24.05.02, СУОС 3+ ВО 24.05.04, СУОС 3+ ВО 24.05.06, СУОС 3+ ВО 27.03.01, СУОС 3+ ВО 27.03.04, СУОС 3+ ВО 27.03.05)
  • уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь на русском и иностранном языках, готовить и редактировать тексты профессионального назначения, публично представлять собственные и известные научные результаты, вести дискуссии и решать задачи профессионального, межличностного и межкультурного взаимодействия (СОК-5 СУОС 3+ ВО 10.05.01, СУОС 3+ ВО 10.05.03, СУОС 3+ ВО 15.03.01, СУОС 3+ ВО 15.03.02, СУОС 3+ ВО 15.03.04, СУОС 3+ ВО 15.03.03, СУОС 3+ ВО 15.03.06, СУОС 3+ ВО 15.05.01, СУОС 3+ ВО 16.03.01, СУОС 3+ ВО 16.03.02, СУОС 3+ ВО 16.03.03,СУОС 3+ 16.05.01,СУОС 3+ ВО 17.05.01, СУОС 3+ ВО 17.05.02, СУОС 3+ ВО 20.03.01, СУОС 3+ ВО 22.03.01, СУОС 3+ ВО 23.05.01, СУОС 3+ ВО 23.05.02, СУОС 3+ ВО 24.05.01, СУОС 3+ ВО 24.05.06,СУОС 3+ ВО 24.05.02, СУОС 3+ ВО 24.05.04, СУОС 3+ ВО 27.03.01, СУОС 3+ ВО 27.03.04, СУОС 3+ ВО 27.03.05)
  • способностью работать в команде, толерантно воспринимая социальные и культурные различия, осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе морально-нравственных и правовых норм, соблюдать принципы профессиональной этики (СОК-6 СУОС 3+ ВО 10.05.01, СУОС 3+ ВО 10.05.03, СУОС 3+ ВО 15.03.01, СУОС 3+ ВО 15.03.03, СУОС 3+ ВО 15.03.04, СУОС 3+ ВО 15.03.06, СУОС 3+ ВО 15.05.01, СУОС 3+ ВО 15.03.02, СУОС 3+ ВО 16.03.01, СУОС 3+ ВО 16.03.02, СУОС 3+ ВО 16.03.03,СУОС 3+ 16.05.01,СУОС 3+ ВО 17.05.01, СУОС 3+ ВО 17.05.02, СУОС 3+ ВО 20.03.01, СУОС 3+ ВО 22.03.01, СУОС 3+ ВО 23.05.01, СУОС 3+ ВО 23.05.02, СУОС 3+ ВО 24.05.01, СУОС 3+ ВО 24.05.06,СУОС 3+ ВО 24.05.02, СУОС 3+ ВО 24.05.04, СУОС 3+ ВО 27.03.01, СУОС 3+ ВО 27.03.04, СУОС 3+ ВО 27.03.05)
  • способностью к самоорганизации, саморазвитию, использованию творческого потенциала, осуществлению воспитательной и обучающей деятельности в профессиональной сфере, проявлению инициативы и настойчивости в достижении социальных и профессиональных целей (СОК-7 СУОС 3+ ВО 10.05.01, СУОС 3+ ВО 10.05.03, СУОС 3+ ВО 15.03.01, СУОС 3+ ВО 15.03.02, СУОС 3+ ВО 15.03.03, СУОС 3+ ВО 15.03.04, СУОС 3+ ВО 15.03.06, СУОС 3+ ВО 15.05.01, СУОС 3+ ВО 16.03.01, СУОС 3+ ВО 16.03.02, СУОС 3+ ВО 16.03.03,СУОС 3+ 16.05.01, СУОС 3+ ВО 17.05.01, СУОС 3+ ВО 17.05.02, СУОС 3+ ВО 20.03.01, СУОС 3+ ВО 23.05.01, СУОС 3+ ВО 23.05.02, СУОС 3+ ВО 24.05.01, СУОС 3+ ВО 24.05.02, СУОС 3+ ВО 24.05.04, СУОС 3+ ВО 24.05.06,СУОС 3+ ВО 27.03.01,СУОС 3+ ВО 27.03.04, СУОС 3+ ВО 27.03.05)
  • уметь выстраивать логику рассуждений и высказываний, проводить анализ и синтез, критическое осмысление, систематизацию, классификацию, интерпретацию соответствующей информации, формулировать выводы, адекватные полученным результатам, проводить прогнозирование, ставить исследовательские задачи и выбирать пути их достижения(СОК-10 СУОС 3+ ВО 10.05.01, СУОС 3+ ВО 10.05.03, СУОС 3+ ВО 15.03.01, СУОС 3+ ВО 15.03.02, СУОС 3+ ВО 15.03.03, СУОС 3+ ВО 15.03.04, СУОС 3+ ВО 15.03.06, СУОС 3+ ВО 15.05.01, СУОС 3+ ВО 16.03.01, СУОС 3+ ВО 16.03.02, СУОС 3+ ВО 16.03.03, СУОС 3+ 16.05.01,СУОС 3+ ВО 17.05.01, СУОС 3+ ВО 17.05.02, СУОС 3+ ВО 20.03.01, СУОС 3+ ВО 23.05.01, СУОС 3+ ВО 23.05.02, СУОС 3+ ВО 24.05.01, СУОС 3+ ВО 24.05.04, СУОС 3+ ВО 24.05.06, СУОС 3+ ВО 24.05.02,СУОС 3+ ВО 27.03.01, СУОС 3+ ВО 27.03.04, СУОС 3+ ВО 27.03.05)
  • способностью анализировать и оценивать уровни своих компетенций, владением способами приобретения и извлечения знаний и умений, осуществления самостоятельной учебно-познавательной деятельности, самоконтроля, выбора наиболее эффективных способов и алгоритмов решения задач в зависимости от конкретных условий, в том числе в новых областях, непосредственно не связанных с основной сферой проф. деятельности, развивать социальные и профессиональные компетенции, изменять вид и характер своей профессиональной деятельности (СОК-11 СУОС 3+ ВО 10.05.01, СУОС 3+ ВО 10.05.03, СУОС 3+ ВО 15.03.01, СУОС 3+ ВО 15.03.02, СУОС 3+ ВО 15.03.03, СУОС 3+ ВО 15.03.04, СУОС 3+ ВО 15.03.06, СУОС 3+ ВО 15.05.01, СУОС 3+ ВО 16.03.01, СУОС 3+ ВО 16.03.02, СУОС 3+ ВО 16.03.03,СУОС 3+ 16.05.01, СУОС 3+ ВО 17.05.01, СУОС 3+ ВО 17.05.02, СУОС 3+ ВО 20.03.01, СУОС 3+ ВО 22.03.01, СУОС 3+ ВО 23.05.01, СУОС 3+ ВО 23.05.02, СУОС 3+ ВО 24.05.01, СУОС 3+ ВО 24.05.02, СУОС 3+ ВО 24.05.04, СУОС 3+ ВО 24.05.06,СУОС 3+ ВО 27.03.01,СУОС 3+ ВО 27.03.04, СУОС 3+ ВО 27.03.05)
  • способностью анализировать физические явления и процессы, применять соответствующий математический аппарат для формализации и решения профессиональных задач (СОПК-1 СУОС 3+ ВО 10.05.01, СУОС 3+ ВО 10.05.03, СУОС 3+ ВО 15.03.01, СУОС 3+ ВО 15.03.02, СУОС 3+ ВО 15.03.06, СУОС 3+ ВО 16.03.01, СУОС 3+ 16.05.01, СУОС 3+ ВО 22.03.01, СУОС 3+ ВО 23.05.01, СУОС 3+ ВО 23.05.02, СУОС 3+ ВО 24.05.01, СУОС 3+ ВО 24.05.04, СУОС 3+ ВО 27.03.04, СУОС 3+ ВО 27.03.05)
  • способностью корректно применять при решении профессиональных задач соответствующий математический аппарат алгебры, геометрии, дискретной математики, математического анализа, теории вероятностей, математической статистики, математической логики, теории алгоритмов, теории информации, в том числе с использованием вычислительной техники (СОПК-2 СУОС 3+ ВО 10.05.01, СУОС 3+ ВО 10.05.03, СУОС 3+ ВО 15.03.03, СУОС 3+ ВО 15.03.06, СУОС 3+ ВО 16.03.01, СУОС 3+ ВО 17.05.02, СУОС 3+ ВО 23.05.02, СУОС 3+ ВО 24.05.01, СУОС 3+ ВО 24.05.06,СУОС 3+ ВО 27.03.04, СУОС 3+ ВО 27.03.05)
  • владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (СОПК-3 СУОС 3+ ВО 15.03.01, СУОС 3+ ВО 15.03.02, СУОС 3+ ВО 15.03.03, СУОС 3+ ВО 22.03.01, СУОС 3+ ВО 24.05.04, СУОС 3+ ВО 24.05.06,СУОС 3+ ВО 27.03.01)
  • способностью понимать значение информации в развитии современного общества, применять достижения современных информационных технологий для поиска информации в компьютерных системах, сетях, библиотечных фондах (СОПК-4 СУОС 3+ ВО 10.05.01, СУОС 3+ ВО 10.05.03, СУОС 3+ ВО 15.03.03, СУОС 3+ ВО 17.05.02, СУОС 3+ ВО 22.03.01, СУОС 3+ ВО 23.05.02, СУОС 3+ ВО 24.05.02)
  • владеть основными приемами обработки и представления экспериментальных данных (СОПК-5 СУОС 3+ ВО 15.03.03, СУОС 3+ ВО 17.05.01, СУОС 3+ ВО 27.03.04, СУОС 3+ ВО 27.03.05)
  • способностью понимать роль математических и естественнонаучных наук и способность к приобретению новых математических и естественнонаучных знаний, с использованием современных образовательных и информационных технологий (СОПК-6 СУОС 3+ ВО 16.03.01, СУОС 3+ ВО 17.05.01, СУОС 3+ ВО 20.03.01, СУОС 3+ ВО 27.03.05)
  • способностью представить адекватную современному уровню знаний научную картину мира на основе знания основных положений, законов и методов естественных наук и математики (СОПК-7 СУОС 3+ 16.05.01)
  • владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (СОПК-8 СУОС 3+ 16.05.01, СУОС 3+ 23.05.01)
  • способностью осуществлять поиск, систематизацию и анализ информации и представлять результаты исследований с использованием современных средств визуализации, инфографии (СОПК-9 СУОС 3+ ВО 27.03.05)
  • способностью выявлять сущность научно-технических проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, и привлекать для их анализа соответствующий физико-математический аппарат (СПК-1 СУОС 3+ ВО 16.03.03)
  • умение работать с научно-технической литературой и электронными средствами доступа и хранения информации (СПК-2 СУОС 3+ ВО 17.05.02)
  • умение технически грамотно оформлять результаты научных исследований в форме отчетов и публикаций, (СПК-5 СУОС 3+ ВО 17.05.02)
  • способностью использовать технические средства для определения основных параметров технологического процесса, изучения свойств физико-технических объектов, изделий и материалов (СПК-9 СУОС 3+ ВО 16.03.01)
  • способностью проводить междисциплинарные научные исследования в том числе на стыке естественнонаучных, технических и гуманитарных дисциплин, владеть основами инженерно-психологических и эргономических знаний (СПК-13 СУОС 3+ ВО 24.05.01)
  • Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, ее смысловую оптимизацию и наглядное представление, применять системный подход для решения поставленных задач; использовать основы философских знаний и анализировать закономерности исторического развития общества для формирования мировоззрения и гражданской позиции. (УКС-1 СУОС 3++ ВО 01.03.04, СУОС 3++ ВО 02.03.01, СУОС 3++ ВО 11.03.04, СУОС 3++ ВО 14.03.01, СУОС 3++ ВО 24.03.01)
  • Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, опираясь на экономические знания и исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и технологий (УКС-2 СУОС 3++ ВО 09.03.03)
  • Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде, толерантно воспринимая социальные и культурные и иные различия (УКС-3 СУОС 3++ ВО 01.03.04, СУОС 3++ ВО 02.03.01, СУОС 3++ ВО 11.03.04, СУОС 3++ ВО 14.03.01,)
  • Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах (УКС-5 СУОС 3++ 13.03.03)
  • Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов самоорганизации и образования в течение всей жизни, а также самостоятельно приобретать знания. (УКС-6 СУОС 3++ ВО 02.03.01, СУОС 3++ ВО 09.03.03, СУОС 3++ ВО 14.03.01, СУОС 3++ ВО 24.03.01,)
  • Способен применять естественнонаучные и общеинженерные знания, методы математического моделирования, анализа, и синтеза, теоретического и экспериментального исследования в профессиональной деятельности (ОПКС-1 СУОС 3++ ВО 01.03.04, СУОС 3++ ВО 09.03.01, СУОС 3++ ВО 09.03.03, СУОС 3++ ВО 09.03.04, СУОС 3++ ВО 12.03.02, СУОС 3++ ВО 12.03.04, СУОС 3++ ВО 12.03.05, СУОС 3++ ВО 12.05.01, СУОС 3++ ВО 24.03.01,)
  • Способен использовать базовые знания естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОПКС-1 СУОС 3++ ВО 14.03.01, СУОС 3++ 14.05.01)
  • Способен представить адекватную современному уровню знаний научную картину мира на основе знания основных положений, законов и методов естественных наук и математики (ОПКС-1 СУОС 3++ 11.05.01)
  • Способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе математической, информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПКС-3 СУОС 3++ ВО 09.03.01, СУОС 3++ ВО 09.03.02, СУОС 3++ ВО 09.03.03, СУОС 3++ ВО 09.03.04, СУОС 3++ ВО 11.03.03, СУОС 3++ ВО 12.03.02, СУОС 3++ ВО 12.03.05, СУОС 3++ ВО 28.03.02)
  • Способен участвовать в разработке стандартов, инструкций, норм, методических материалов и технической документации, связанной с профессиональной деятельностью (ОПКС-4 СУОС 3++ ВО 09.03.01, СУОС 3++ ВО 09.03.03)
  • Способен интегрировать междисциплинарные знания для подготовки и проведения экспериментальных исследований, включая разработку и реализацию схемно-технического решения, планирование эксперимента и оценку полученных результатов (ОПКС-4 СУОС 3++ ВО 11.03.04, СУОС 3++ ВО 12.05.01)
  • Способен использовать навыки проведения физического эксперимента и оценивать его результаты на основе знаний о методах метрологии, стандартизации и сертификации (ОПКС-4 СУОС 3++ ВО 14.05.01)
  • Владение межпредметными связями в циклах дисциплин ООП бакалавриата, способность применять на практике знания фундаментальных и прикладных разделов дисциплин ООП бакалавриата (ПКСо-1 СУОС 3++ ВО 01.03.04)
Внести в список