Перейти к основному содержимому

Русский язык как иностранный (расширенный элементарный уровень)


МГТУ им. Н.Э.Баумана

Данный курс позволит иностранным учащимся  овладеть элементарным уровнем знаний русского языка, достаточным для повседневного общения в условиях языковой  и неязыковой среды.  По окончании  курса слушатель будет иметь необходимые знания для дальнейшего изучения языка и достижения следующего (базового) уровня общего владения русским языком. 

Преподаватели курса

Course Staff Image #2

Пиневич Елена Валентиновна.

Доцент кафедры Л-1 ("Русский язык")

Кандидат педагогических наук, доцент

Course Staff Image #2

Соляник Ольга Евгеньевна

Доцент кафедры Л-1 ("Русский язык")

Course Staff Image #2

Панина Людмила Владимировна

Ст. преподаватель кафедры Л-1 ("Русский язык")

Course Staff Image #2

Золотарёва Марина Николаевна.

Доцент кафедры Л-1 ("Русский язык")

Кандидат филологических наук

О курсе

Курс рассчитан на иностранных учащихся, особенно он будет интересен для слушателей подготовительных отделений политехнических вузов. В ходе обучения учащиеся знакомятся с основными грамматическими темами, наиболее употребительной лексикой, развивают элементарные навыки чтения, письма, аудирования. Курс построен по ситуативно-тематическому и коммуникативному принципам с ориентацией на развитие всех навыков речевой деятельности в рамках элементарного уровня в актуальных для учащихся ситуациях общения.

Курс включает следующие материалы:
- Лексика по социально-бытовой тематике, необходимая для быстрой адаптации учащихся к условиям языковой среды;
- Наглядные материалы (рисунки, схемы, таблицы и т.п.) и элементы интерактивности, сопровождающие процесс изучения лексики и позволяющие быстрее освоить словарный запас;
- Грамматика в таблицах с примерами и необходимыми комментариями;
- Речевые образцы и формулы речевого этикета для активного усвоения, диалоги, озвученные носителями языка (развитие коммуникативных навыков);
- Языковые и речевые упражнения разного типа для самостоятельного выполнения с целью закрепления пройденного материала;
- Тексты для дополнительного чтения (рубрика «Это интересно»).

По итогам прохождения курса слушатели усвоят не менее 750 лексических единиц.  Курс состоит из 25 уроков, каждый из которых включает грамматический и лексический материал, диалог и текст с языковыми и речевыми упражнениями для самостоятельной работы.

При разработке курса учтен многолетний опыт преподавания языка на кафедре русского языка МГТУ им. Н.Э.Баумана, в том числе и в дистанционном формате.   

Требования

Курс рассчитан на иностранных учащихся, имеющих начальные знания по фонетике и графике русского языка

Программа курса

Курс состоит из 3 разделов:

Раздел 1. Имя существительное, прилагательное, местоимение.

Неделя 1. Имя существительное и прилагательное, личные местоимения.
1.1. Род имён существительных.
1.2. Одушевлённые/неодушевленные существительные.
1.3. Имя прилагательное.
1.4. Личные местоимения.
Разговорные темы: "Знакомство", "Университет", "Мой дом", "Семья".

Неделя 2. Местоимения. Множественное число существительных.
2.1. Притяжательные местоимения.
2.2. Указательные местоимения.
2.3. Множественное число существительных.
Разговорные темы: "Наше общежитие", "В буфете, в столовой, в кафе", "В магазине".

Раздел 2. Падежная система. Глагол.

Неделя 3. Императив и спряжение глагола.
3.1. Императив.
3.2. Глаголы 1 спряжения.
3.3. Глаголы 2 спряжения.
Разговорные темы: "Учебный день", "На занятии", "Свободное время".

Неделя 4. Падежная система и время глагола.
4.1. Понятие о падежной системе. Предложный падеж.
4.2. Понятие о времени глагола. Прошедшее время.
Разговорные темы: "На экскурсии", "Автобиография",

Неделя 5. Винительный падеж. Глаголы движения.
5.1. Винительный падеж.
5.2. Глаголы движения идти/ехать.
5.3. Глаголы движения ходить/ездить.
Разговорные темы: "Каникулы", "Поездки", "Путешествия".

Неделя 6. Виды глагола. Будущее время глагола.
6.1. Совершенный и несовершенный виды глагола.
6.2. Будущее время глагола.
Разговорные темы: "Известные учёные", "Мои мечты".

Неделя 7. Дательный и Родительный падежи.
7.1. Дательный падеж.
7.2. Родительный падеж.
Разговорные темы: "Подарки", "Моя комната".

Неделя 8. Глаголы движения с приставками.
8.1. Глаголы движения пойти/поехать, прийти/приехать.
8.2. Творительный падеж.
Разговорные темы: "В музее", "Хобби".

Раздел 3. Сложное предложение.

Неделя 9. Сложное предложение со значением причины, следствия, цели.
9.1. Сложное предложение со словами "потому что" и "поэтому".
9.2. Сложное предложение со словами "что" и "чтобы".
Разговорные темы: "Город", "Профессия".

Неделя 10. Сложное предложение со значением времени. Итоговое тестирование.
10.1. Сложное предложение со словом "когда".
10.2. Сложное предложение со значением одновременности и последовательности действий.
Разговорные темы: "Время", "Распорядок дня".
10.3. Итоговый тест.

Результаты обучения

В результате освоения курса «Русский язык как иностранный (Элементарный уровень)» слушатель курса должен
приобрести знания:

  • о частях речи, их функциях, значениях, формах, способах словообразования (существительное, местоимение, прилагательное, глагол, числительное, наречие);
  • о видах связи, словосочетании и предложении; о структуре простого и сложного предложения;

уметь:

  • понять на слух тему, главную информацию, содержащуюся в монологическом выказывании;
  • понять на слух содержание высказывания собеседника, его коммуникативные намерения (диалогическая речь);
  • читать текст с установкой на общий охват его содержания; определять тему текста; понять с достаточной полнотой и точностью основную информацию, содержащуюся в тексте;
  • строить письменное монологическое высказывание по изученной тематике или на основе прочитанного текста в соответствии с коммуникативной установкой и с опорой на вопросы;
  • продуцировать связные, логичные высказывания по изученной тематике в соответствии с коммуникативно-заданной установкой;
  • строить монологическое высказывание репродуктивного типа на основе прослушанного или прочитанного текста различной формально-смысловой структуры (повествование, описание, сообщение), сюжетного текста, построенного на основе лексико-грамматического материала, соответствующего данному уровню (не менее 7 фраз);
  • понимать содержание высказываний собеседника, определять его коммуникативные намерения в пределах изученных тем, ситуаций общения; адекватно реагировать на реплики собеседника; инициировать и завершать диалог, выражать свое коммуникативное намерение в пределах изученных тем и ситуаций общения.

владеть навыками:

  • чтения и понимания основной информации, содержащейся в тексте; 
  • восприятия на слух специально составленных или адаптированных сюжетных текстов (монологическое  и диалогическое высказывание) в бытовой, социально-культурной и учебной сфере общения (количество предъявлений - 2, количество незнакомых слов - до 1%). 
  • говорения со скоростью 120-130 слогов в минуту;
  • инициирования и завершения диалога; реагирования на реплику собеседника; построения собственного высказывания на предложенную тему;
  • письменного изложения содержания по предложенной теме.

Направления подготовки/специальности

  • Инженерно-техническая и технологическая направленность;
  • естественно-научная направленность;
  • экономическая направленность подготовки к поступлению в вуз.

Компетенции

При освоении дисциплины планируется формирование компетенций, предусмотренных основной профессиональной образовательной программой на основе ФГОС или СУОС по инженерно-технической и технологической направленности; естественно-научной направленности; экономической направленности подготовки к поступлению в вуз:

  • владеть иностранным языком на уровне социального общения (Код по ФГОС или СУОС - П-5);
  • обладать способностью соблюдать общепринятые в социальном межкультурном взаимодействии нормы морали и права, уважать историческое наследие и культурные традиции, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (Код по ФГОС или СУОС - СЛ-2).
Внести в список